Официальный сайт Алькор

Лейпциг

А для меня на свете – Смерти нет,

А для меня на свете – есть Дорога,

И я пройду по ней – от края и до Бога,

Но...

Что ждет меня – и он не скажет мне.



Германский легкий крейсер "Лейпциг" появился на свет на бременской верфи "Везер" (ведущий инженер – профессор Трондлинг), и был спущен на воду 21 марта 1905 года. Крейсера проекта "Бремен" (в том числе и "Лейпциг"), разработанного в 1901–1902 годах, были первоначально рассчитаны на действия при линейной эскадре в качестве разведчиков. Использовать эти корабли как океанские рейдеры впервые предложил граф фон Шпее – убежденный сторонник классической "крейсерской войны".

"Лейпциг" отличался хорошей мореходностью и маневренностью. С постройки в учебный отряд его забирал Хиппер, тогда еще не адмирал. Для начала "Лейпциг" был зачислен в спецконвоей кайзера Вильгельма: сопровождал императорскую яхту "Гогенцоллерн" в Скандинавию. Но уже 19 августа 1906 года он был переведен из метрополии в Восточную Азию – в состав международного отряда Нидерландской Индии. Шестого января 1907 года "Лейпциг" поступил в Восточно–Азиатскую крейсерскую эскадру, базирующуюся в Циндао (флагман – крейсер "Ганза"), а с 25 января он уже был вахтенным дежурным с флагманом на борту, так как "Ганзу" выводили в резерв по техническому состоянию.

В ноябре 1907 года на международном параде в Кобэ "Лейпциг" занял первое место по строевой подготовке в классе легких крейсеров.

Далее началась дипломатическая служба: стационер в Гонконге и Ханкау, международные конференции в Маниле и на о. Суа, участие в подавлении мятежа в Западном Самоа.

29 июня 1908 года "Лейпциг" сдал флагманские знаки различия прибывшему из метрополии броненосному крейсеру "Шарнхорст", поступив в его распоряжение в качестве дипломатического стационера.

Позднее "Лейпциг" участвовоал в неофициальном визите германских кораблей во Владивосток, где контактировал со стоящим в ремонте русским крейсером "Аскольд". По возвращении в Циндао "Лейпциг" провел ремонт котельных отдлений – разумеется, "профилактический".

Осенью 1910 года состоялся первый выход "Лейпцига" в Индийский океан. В 1911 году он прибыл в Калькутту, где поступил на должность курьера атташе в Калькутте контр–адмирала Крозига. В том же году состоялся визит "Лейпцига" во Владивосток на политические переговоры между Францией и Германией по поводу раздела колониальных территорий, где он снова встретился с "Аскольдом", все еще находящимся в ремонте.

В октябре 1911 года по просьбе китайского правительства "Лейпциг" участвовал в подавлении мятежа в Нанкине. Ему удалось эвакуировать японское дипломатическое представительство из Нанкина в Шанхай – под охрану броненосного крейсера "Гнейзенау", а в 1912 году он участвовал в приеме японского императора Мицушито, прибывшего в Шанхай с официальным визитом.

Следующие два года "Лейпциг" провел в Циндао, произведя в июле – августе 1913 года ремонт котломашинной группы, а рождество 1914 года встретил на Филиппинах.

Первая Мировая Война застала "Лейпциг" в районе Сан–Франциско, куда он попал в результате проведения учебно–дипломатической миссии, и где постарался "зависнуть", так как в случае начала войны должен был приступить к боевым действиям у американских берегов. Правда, несколько ранее "Лейпциг" умудрился столкнуться с крейсерским броненосцем "Калифорния", что для американца закончилось ремонтом...

Итак, 31 июля 1914 года "Лейпциг" был отозван в состав эскадры вице–адмирала графа фон Шпее. Правда, граф вовсе не был уверен в его возвращении.

Для начала, "Лейпциг" постарался не мешать "исчезнуть" знакомым канадцам: старому крейсеру "Рейнбоу" и двум шлюпам (один из них – "Шируотер"), с которыми до этого работал вместе несколько месяцев. Просто посмотрел в другую сторону... Затем попытался заняться делом, но едва не был арестован в Калифорнийском заливе. К тому же, американские власти пытались перекрыть ему поставки угля. Поэтому "Лейпциг" направился к Галапагосским островам, где потопил судно с грузом сахара, а оттуда – к берегам Перу, где получил приказ из Берлина действовать вместе с легким крейсером "Дрезден". Не имея сведений о точке встречи эскадры, "Лейпциг" всё же решил идти к острову Пасхи. Выбор оказался верным.


К 29 октября контр–адмирал Крэдок не имел никакой информации об эскадре фон Шпее, кроме полученных из Адмиралтейства данных, по которым можно было предположить, что "Шарнхорст" и "Гнейзенау" собираются пройти в Атлантический океан Панамским каналом, а не обходить мыс Горн.

Следовательно, эскадра Крэдока могла встретить только легкие крейсера: "Лейпциг", "Дрезден" и "Нюрнберг", каждый из которых был слабее его кораблей. Но Крэдок не учел, что при следовании через регион, насыщенный превосходящими силами противника, устав предписывает организовать прикрытие легких сил наиболее мощными кораблями соединения. Тем более он не мог знать – и учесть – внутреннюю ситуацию в эскадре...

Крэдок отправил свой самый быстрый легкий крейсер "Глэзго" в Коронель за почтой, и командир крейсера капитан 1 ранга Люс сообщил ему, что перехватил шифрованное сообщение германского передатчика, находящегося не далее 150 миль. Затем "Глэзго" сообщил о переговорах легкого крейсера "Лейпциг" с угольщиком. Следующая радиограмма "Лейпцига" убедила Крэдока в том, что в этом районе находится только один германский корабль. Никто не предполагал, что фон Шпее специально использовал для переговоров всей эскадры передатчик только одного из своих легких крейсеров. И 31 октября английская эскадра ("Гуд Хоуп", "Монмут", "Глэзго", "Отранто") отправилась на охоту за "Лейпцигом".


Коронельский бой 1 ноября 1914 года памятен для "Лейпцига" перестрелкой с "Глэзго", вооруженным, кроме 10–ти 4–х дюймовых орудий (аналогично "Лейпцигу") – 2–мя 6–и дюймовыми. В результате "Глэзго" получил пять попаданий, в том числе и пробоину в корме на уровне ватерлинии. Это снизило его скорость до 19 узлов, но "Глэзго" сумел уйти, так как фон Шпее запретил ночное преследование неприятеля ввиду возможного появления броненосца "Канопус". Последовавшая за этим попытка "Лейпцига" подобрать экипаж "Гуд Хоупа" окончилась безуспешно: он обнаружил только несколько плавающих обломков.


Всё, что было брошено на весах,
Ляжет белой пылью по волосам...
У меня – не Смерть, у меня – Дорога,
Я дорогу эту придумал сам.


Эскадра фон Шпее собиралась на Фолкленды. Предприятие было рискованным – многие сомневались в подлинности приказа, в том числе и командир "Лейпцига" капитн цзур зее Гаун. В зпроливе Бигль эскадра задержалась для перераспределения боеприпасов и разгрузки приведенного "Лейпцигом" приза: парусника "Дроммьюр" с грузом кардиффского угля.

Ну, была у него слабость к парусникам! В общем, простояли шесть дней.

Медлили... Или надо было сразу идти к Фолклендам, или не идти вообще!


Фолклендское сражение описывалось военными историками неоднократно, но подробности боя "Лейпцига" остались малоизвестными. Да и откуда?!

Удалось спасти только семь офицеров и одиннадцать матросов. Капитана Гауна подобрать не удалось, о чем весьма сожалел командир "Корнуэлла" капитан первого ранга Эллертон.

8 декабря 1914 года примерно в 12 часов 50 минут линейные крейсера эскадры вице–адмирала Стэрди "Инвинсибл" и "Инфлексибл" начали бой с обстрела идущего концевым "Лейпцига", но не добились ни одного попадания – маневрировать под огнем "Лейпциг" умел. Но с сорванными ходовыми долго не побегаешь...

За вырвавшимся вперед "Дрезденом" должен был идти наиболее быстроходный "Глэзго". Однако Люс выбрал своим противником "Лейпциг" – в ущерб делу, так как "Корнуэлл" не мог догнать "Дрезден", а "Кент" был занят преследованием "Нюрнберга". Когда Люсу предложили оставить "Лейпциг" и искать себе равного по скорости противника, в эфир пошла радиограмма следующего содержания: он сомневается, что успеет догнать "Дрезден" до темноты (26 узлов против 24–х), он боится, что "Корнуэлл" не сумеет догнать "Лейпциг" (23 узла против 20–ти), он решил связать германский крейсер боем, пока не подойдет "Корнуэлл"... "Глэзго" начал бой с дистанции стрельбы 6–и дюймовых орудий – недоступной для "Лейпцига". Теоретически недоступной... Подойти ближе он так и не рискнул.

Понимая, что уйти не удастся, "Лейпциг" развернулся и открыл огонь. Было 14 часов 30 минут.

"Глэзго"... Именно он, отправленный Крэдоком в автономный поиск "Лейпцига" еще в середине октября, обнаружил всю эскадру фон Шпее.

Единственный в эскадре Стэрди участник Коронеля. Так рвался в бой, что задерживал поход, ремонтируясь на ходу – и скрыл от "Инвинсибла" массу неустраненных дефектов... Месть? Пожалуй, да.

В 16.17 в бой вступил броненосный крейсер "Корнуэлл". Он получил от "Лейпцига" 18 попаданий, но повреждения, по английским данным, ограничились двумя затопленными угольными ямами. Правда, подобные дефекты в полевых условиях заваривают за 30 минут максимум, да и в доке работы с этим немного. А "Корнуэлл" впоследствии провел в ремонте минимум четыре месяца. У "Глэзго" был поврежден один из котлов, 1 человек убит и 4 – ранены. Но Люс теперь никак не мог догнать "Дрезден", так как скорость "Глэзго" непоправимо уменьшилась. И Стэрди еще долго смотрел на Люса с раздражением...

В 19.30 у "Лейпцига" кончились снаряды. Он выстрелил тремя торпедами, но безрезультатно – слишком большая дистанция до противника. В 20.30, отвергнув троекратно повторенное "Корнуэллом" предложение о капитуляции, капитан цзур зее Гаун дал приказ открыть кингстоны и покинуть корабль. "Лейпциг", получивший к этому времени 48 попаданий, перевернулся и затонул, так и не спустив флага.

Этот бой продолжался пять с половиной часов.


Как автономный рейдер, "Лейпциг" был достаточно жизнеспособен. В составе же эскадры фон Шпее он полностью зависел по выживаемости от лидеров, так как в линейном бою был обречен, и в уходе от преследования – обречен. Для сравнения: чтобы догнать "Нюрнберг", "Кент" рискнул срывом ходовых. "Дрездену" удалось уйти.

"Легким силам рассеяться и уходить!" – знаменитая фраза, сказанная фон Шпее в самом начале боя при Фолклендах. Но для "Лейпцига" она была бесполезной "по определению" – и он воспользовался ею по–своему: выбил один из котлов "Глэзго", что не позволило Люсу преследовать "Дрезден".


"Я СДЕЛАЛ, ЧТО МОГ. НО ЧТО МОГ – Я СДЕЛАЛ!"

Назад